Всё необходимое для лечения есть

В ИНФЕКЦИОННУЮ больницу города попадают тяжёлые больные. Людям с большим поражением лёгких, со сложным течением болезни нужна помощь профессионалов. Здесь находится «красная зона» – так называют отделение, где лежат больные коронавирусом.

Работа в этом отделении – одна из самых сложных. Медики постоянно в защитных костюмах, респираторах, в которых очень жарко и душно. Каждый день приходится превозмогать накопившуюся усталость, находить в себе силы не унывать и оказывать помощь всем, кто попадает в отделение. Находить позитив в окружающей жизни, радоваться цветам, которые дарят выздоровевшие пациенты, и подбадривать добрым словом заболевших.

Столкнулись с неизвестной болезнью

фото Ольги Жук

– Ольга Валериановна, давайте вспомним, как всё начиналось?

– В апреле мы впервые столкнулись с новой коронавирусной инфекцией. Тогда о ней практически ничего не знали. Помогали работать в новых условиях методические рекомендации Министерства здравоохранения. В апреле-мае у нас лежали лёгкие пациенты, тяжёлых было очень мало. Сейчас же в больнице только тяжёлые. Те, кто переносит заболевание легко, проходят лечение дома под наблюдением участковых.

Сегодня, по прошествии 8 месяцев, отработан чёткий алгоритм действий: схемы маршрутизации и лечения больных. Наши врачи уже интуитивно чувствуют пациентов, понимают, как их вести. Но при этом мы отмечаем, что растёт процент тяжёлых пациентов: с большим поражением лёгких – от 40 процентов и выше, с дыхательными нарушениями.

– В городских аптеках многие препараты, которые выписывают врачи, исчезли. Хватает ли лекарств у вас?

– Да, медицинских препаратов хватает. Есть все, которые требуются для лечения. Не скрою, иногда бывают перебои с поставками лекарств. Об этом сейчас сообщают многие лечебные учреждения, мы не исключение. В редких случаях нам приходится просить пациентов купить препараты.

– А как обстоят дела с кислородом? То тут, то там по стране слышны жалобы на дефицит жизненно необходимого газа.

– Кислородом обеспечены, дефицита нет. Все, кому он необходим, его получают. Укомплектованы мы и аппаратами ИВЛ. В апреле у нас их было всего шесть, а сейчас 23. Не так давно поступили еще 5 аппаратов, которые для нас приобрел КТК-Р. Скоро они пройдут процесс отладки, и мы сможем их использовать. 28 аппаратов для нашей больницы вполне достаточно. Например, сейчас у нас находится на ИВЛ-аппаратах четыре человека. Бывало, что требовалось подключить 6-7 пациентов сразу, но не больше.

Ранее у нас был один старый рентген-аппарат, сейчас три переносных новых рентген-аппаратов, установлен компьютерный томограф, который намного облегчил диагностику и работу отделения в целом, закуплена Министерством здравоохранения УЗИ-аппаратура.

Налажена логистика с Краснодаром. Тяжёлые пациенты при показаниях госпитализируются в медучреждения краевой столицы. Отрегулирована телемедицина: мы имеем возможность обсуждать и корректировать каждый день сложные случаи со специалистами краевых и федеральных центров страны. Это четыре центра, каждый из которых специализируется на каких-либо патологиях. Мы знаем, что не одиноки. Сотрудничество установлено, и эта система эффективно работает.

Так что мы готовы к подъёму острых респираторных заболеваний, на фоне которых возможно утяжеление клинических проявлений коронавируса.

– Планируете ли вы увеличивать количество койко-мест?

– Да. В составе инфекционной больницы есть ВИЧ-отделение, где мы хотим развернуть дополнительные места реанимационных коек. Пациентам этого отделения будут оказывать помощь в других медучреждениях города. Необходимо только смонтировать кислородную разводку в этой части больницы, а это довольно большая работа, после можно будет размещать там больных с тяжёлыми формами коронавирусной инфекции.

Больнице нужны медработники и волонтёры

– А что с кадровым составом? Хватает ли людей? Наверное, как и во многих медучреждениях, ваши сотрудники тоже болеют коронавирусом, и это выбивает почву из-под ног?

– За всё время у нас из 200 человек переболели 40. Считаю, что это немного. Причём переболели все в лёгкой форме. Но, несмотря на это, есть потребность как в медработниках среднего и младшего звена, так и во врачах. Мы берём всех, кто к нам приходит. У нас новые медсёстры, санитарки. Но нужны и врачи. Мы рады всем – неврологам, окулистам, проктологам. Всех обучим у нас работать.

Если приедут врачи из других регионов для работы у нас на время пандемии, им будет предоставлено съёмное жильё. Сейчас у нас трудятся восемь докторов, а потребность есть в 16, поэтому милости просим. Особенно остро нуждаемся в докторах-реаниматологах.

– В мае мы приходили к вашим медсёстрам с активистами Общероссийского народного фронта, чтобы подарить цветы. Женщины сказали, что весну в этом году они не увидели. А лично вам что удалось увидеть?

– Ни весну, ни лето, ни море увидеть особо не удалось нам всем, – с грустью улыбается Ольга Валериановна. – Хотя мы отпускали докторов на передышку, так как нагрузка была велика. Нельзя работать постоянно в таком напряженном темпе, нужно хоть немного времени на восстановление сил, душевных и физических.

Работают в «красной зоне» в основном по 4 часа. Потом перерыв – и снова на 4 часа туда. Доктора могут брать смены по 6–12 часов. Потом выходят оттуда в отеках и измождённые, потому что работать в защитных костюмах сложно. Особенно тяжело было летом, когда на улице стояла жара, а включать кондиционеры нельзя: коронавирус передается воздушно-капельным путём.

Люди стараются не пить, когда идут на смену, ведь в туалет там сходить нельзя. Но и пить во время смены тоже нельзя. Некоторые надевают памперсы, потому что выдержать 6 или 12 часов, не сходив в туалет, невозможно. В таком ритме персонал больницы работает уже 8 месяцев.

– Быть может, медики принимают какие-то препараты, стимулирующие бодрость духа и тела?

– Нет, только поливитамины. Я думаю, у наших сотрудников высокий уровень ответственности, они пропускают ситуацию через себя. В 8 утра все на смене, все готовы к работе. Никто не ушёл в депрессию, не приуныл от того, что происходит. Без пафоса скажу, что есть поставленные задачи, и люди их выполняют.

Как пример, у нас есть молодой врач, которая несколько лет назад попала в автомобильную аварию, и сейчас она быстро истощается. Иногда и раньше, после ночи, мы её чуть ли не в буквальном смысле ловили на лестнице, так сильно она уставала. А сегодня она трудится наравне со всеми. Иногда приляжет на кушетку, наберётся сил и снова в бой.

Кстати, в этом году Министерство здравоохранения Краснодарского края выделяло для медработников путёвки в санатории Анапы. Поначалу люди отказывались, так как заменить их было некем. Но младший и средний персонал всё же удалось заставить отдохнуть. А вот доктора все наотрез отказались. Каждый понимал, что, если он уедет, нагрузка ляжет на коллег. А она и так большая. Нам очень нужны врачи!

– В какой помощи вы нуждаетесь сейчас особо остро?

– В физической. Когда пациент переболел, и его надо перенести с третьего этажа на первый, мы просим родных, уже переболевших коронавирусом, оказать нам эту помощь. Как правило, люди пожилого возраста все грузные, около 100 килограммов и больше, а медсёстры – маленькие, хрупкие женщины.

Когда приходят родные, мы их, как и положено, одеваем в защитные костюмы. Они помогают перевезти пациента, свозить на компьютерный томограф. А потом говорят нам: «Боже, мы и не представляли, что вам здесь так тяжело!»

Помимо лечения человеку нужен элементарный уход: переодеть памперс, покормить, перевернуть больного, чтобы он лежал на животе и дышал – так легче. Но в силу своего возраста многие сопротивляются, отказываются дышать в кислородной маске, не всегда понимают, что от них хотят.

Пациентов нужно транспортировать для диагностических исследований с одного этажа на другой, а лифта у нас нет. Никто же не предполагал, что появится такая инфекция, и тяжёлых больных будет так много. Поэтому да, работа медиков – очень нелёгкая. Но её нужно делать.

К сожалению, волонтёры, которые к нам приходят и узнают, что нужна только физическая помощь, и при этом в «красной зоне», сразу уходят. Но сейчас у нас идут переговоры со спасательным отрядом: администрация города прорабатывает юридическую сторону вопроса по поводу ежедневного выделения для нас двух крепких мужчин-спасателей.

– В других регионах привлекают для медпомощи студентов, получающих медобразование. А у нас?

– Привлекают только студентов вузов, а у нас в городе медколледж, поэтому мы не можем их взять.

COVID-19 нужно ещё изучать

– Специалисты говорят, что течение болезни непредсказуемо?  

– Это действительно так. Вот несколько примеров. Бабушка 90 лет после инсульта может переболеть и уже в последние дни лечения, выздоравливая, ходить по отделению. А бывает, что молодые, с виду крепкие люди не могут пойти на поправку.

На фоне лечения у пациентов возникают осложнения. Был у нас больной, у которого четыре раза открывалось кровотечение желудка из-за образовавшихся стрессовых язв. Мы переливали ему кровь, прокапывали лекарства. В итоге он справился, уже выписан. Но у него, как и у всех переболевших коронавирусом, долгий путь восстановления. 

В нашем отделении не лежат дети. Было несколько ребят, но болели они легко. Так что не только COVID-19, но и наше здоровье – большая загадка.

– Что известно о сроках получения вакцины от коронавируса?

– Вчера к нам приезжали из Краснодара два реаниматолога, которые привились. Сейчас идёт третья, заключительная испытательная стадия вакцины. По их рассказам, три дня их немного лихорадило. У одного исчезло обоняние, но потом всё восстановилось. Сейчас они себя чувствуют хорошо. Анализы показывают, что защитная реакция в организме произошла. У нас предполагается вакцинировать 39 сотрудников инфекционной больницы.

В январе в России обещают массовую вакцинацию, которая должна будет в конечном итоге постепенно сформировать иммунитет всего общества.

– Что вы посоветуете людям, перенёсшим заболевание?

– После коронавируса обязательно нужна реабилитация, потому что формируются фиброзы лёгочной ткани, страдают практически все органы – образуются тромбы, возникают психологические проблемы. Тромбы появляются во всех органах.

Ну а тем, кто не заразился, обязательно нужно соблюдать меры профилактики. Носите маски, пользуйтесь антисептиками, не посещайте людных мест, ведите здоровый образ жизни, больше гуляйте. Если вы будете придерживаться всех этих правил, у вируса будет меньше шансов попасть в ваш организм. Будьте здоровы и берегите себя!